Аристотель

Аристотель (384- 322 до н. э.) - древнегреческий философ и ученый- энциклопедист, ученик Платона.«Первая аналитика» - один из аристотелевых трактатов по логике, возможно, запись прочитанных философом лекций.«Никомахова этика» - основной этический трактат Аристотеля, датируется 334- 322 гг. до н. э. Назван в память о рано умершем сыне философа.

АРИСТОТЕЛЬ[1]

 Из «Первой аналитики»[2]

 Если же из двух противоположностей [А и Б] А предпочтительнее Б и точно так же Д предпочтительнее В и если А и В предпочтительнее Б и Д, то А предпочтительнее Д, ибо А в такой же мере желанно, в какой мере Б избегаемо (так как они противолежат друг другу). Равным образом — В и Д (ибо они так­же противолежат друг другу). Дейст­вительно, если А было бы в такой же мере предпочтительно, как и Д, то Б бы­ло бы в такой же мере избегаемо, как и В, ибо каждое из первых одинаково про­тиволежит каждому из вторых: избегае­мое — желанному. Так что и оба были бы [в равной мере избегаемы или же­ланны] , а именно А и В [вместе] и Б и Д [вместе]. Но так как [А и В] более желанны, [чем Б и Д], то [А] не может быть в такой же мере желанно, как [Д]. Иначе Б и Д были бы одинаково [же­ланны] . Если же Д было бы предпочти­тельнее А, то и Б было бы менее избе­гаемо, чем В; ибо меньшее противоле­жит меньшему, большее же благо и меньшее зло предпочтительнее меньшего блага и большего зла. И таким обра­зом, Б и Д в целом были бы предпочти­тельнее А и В. Но [по предположению] это не так. Следовательно, А предпочти­тельнее Д, и В поэтому менее избегаемо, чем Б. Если поэтому для каждого любя­щего проявлять благосклонность (А), хотя и не пользоваться благосклон­ностью (В), в любви предпочтительнее, чем пользоваться благосклонностью (Д), но не проявлять благосклонность (Б), то ясно, что А предпочтительнее, чем пользоваться благосклонностью. Таким образом, дружба в любви пред­почтительнее чувственного влечения. Любовь, таким образом, исходит скорее от дружбы, чем от чувственного влече­ния. Но если больше всего от дружбы, то дружба и есть цель любви. Следо­вательно, чувственное влечение или вообще не есть цель, или оно есть ради дружбы. Ведь и другие влечения и искусства — точно так же.

 Аристотель. Соч.: В 4 т.

М., 1978. Т. 4. С. 238—239

 

Из «Никомаховой этики»[3]

 Мужу и жене дружба, по-видимому, дана от природы, ибо от природы чело­век склонен образовывать, скорее, пары, а не государства — настолько же, насколько семья первичнее и необхо­димее государства, а рождение детей -более общее [назначение] живых су­ществ [в сравнении с назначением чело­века] . Но если у других [животных] взаимоотношения [и сообщество] су­ществуют лишь постольку, поскольку [они вместе рождают детей], то люди живут вместе не только ради рожде­ния детей, но и ради других [надоб­ностей] жизни. Действительно, дела с самого начала распределены [между супругами] так, что у мужа одни дела, а у жены другие; таким образом муж и жена поддерживают друг друга, внося свою [долю участия] в общее [дело]. Этим объясняется, видимо, то, что в данной дружбе присутствует как поль­за, так и удовольствие. Она будет и [дружбой] по добродетели, если и муж, и жена — добрые люди, ведь тогда у каждого из них [своя] добродетель и оба будут такому радоваться. А дети, как считается, тесно связывают [супру­гов] , потому-то бездетные скорее разво­дятся: дети — это общее обоим благо, а общее [благо] объединяет.

Вопрос, как следует жить мужу с же­ной и вообще другу с другом, по-види­мому, ничем не отличается от вопроса, как [им жить] правосудно, потому что неодинаково правосудие в отношениях друга к другу и в отношениях с чу­жим, или товарищем, или соучеником.

 Аристотель. Соч.: В 4 т.

М., 1978. Т. 4. С. 238—239

 * * *

 Любовь служит не только совокуп­лению, но и философии; мудрец будет и предаваться любви, и заниматься государственными делами, и вступать в брак, и жить с царями.

 Цит. по: Диоген Лаэртский.

О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.

М., 1979. С. 214


[1] Аристотель (384- 322 до н. э.) - древне­греческий философ и ученый- энциклопедист, уче­ник Платона.

[2] «Первая аналитика» - один из аристотелевых трактатов по логике, возможно, запись прочитан­ных философом лекций.

[3] «Никомахова этика» - основной этический трактат Аристотеля, датируется 334- 322 гг. до н. э. Назван в память о рано умершем сыне философа.