Луций Анней Сенека

Луций Анней Сенека (5- 65) - древнеримский философ, поэт, драматург, государственный деятель.«Нравственные письма к Луцилию» - итоговая философская книга Сенеки, написанная в конце жизни.

ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА[1]

 Из «Нравственных писем к Луцилию»[2]

 Письмо CXV1

 Сенека приветствует Луцилия!

(1) Часто спрашивают, довольно ли, чтобы страсти были умеренными, или лучше не иметь никаких страстей. Наши изгоняют страсти, перипатетики стара­ются их укротить. Я не вижу, почему умеренная тяжесть болезни может быть целебной или полезной. Не бойся! Я не отнимаю у тебя ничего такого, что ты от­дал бы против воли; я буду сговорчив и снисходителен ко всему, что ты счи­таешь или необходимым для жизни, или приятным, или полезным и к чему стре­мишься, а избавлю тебя от порока. Ведь я, запретив тебе жаждать, разрешу хо­теть, чтобы ты то же самое делал без страха, по твердому решению, чтобы даже наслажденья твои были острей. Разве ты не будешь чувствовать их полнее, ставши их повелителем, а не рабом?

(2) Ты скажешь: «Но ведь естественно мучиться, тоскуя о друге: дай же право плакать, когда столь праведна причина. Естественно быть задетым людскими мнениями, огорчаться, если они неблаго­приятны; почему же ты не допускаешь этого благородного страха перед дурным мнением?» — Нет порока без оправда­ния, начало всякого из них скромно и простительно,— зато после он разлива­ется широко. Позволь ему возникнуть - и ты не покончишь с ним никакими ста­раньями. (3) Всякая страсть вначале не­мощна, а потом сама себя разжигает и набирается силы, разрастаясь: легче не пустить ее, чем выгнать. Кто спорит с тем, что всякая страсть берется из неко­его естественного истока? Заботиться о себе велела нам природа; начни потакать этой заботе — и она превратится в по­рок. Наслажденье природа подмешала к вещам необходимым, не затем, чтобы мы его домогались, но чтобы благодаря этой прибавке стало приятнее для нас то, без чего мы не можем жить; а появится само­законное наслаждение — и начинается сластолюбие. Так будем же при входе со­противляться страстям, коль скоро, как я сказал, их легче не впустить, чем заста­вить уйти.— «Но позволь хоть в какой - то мере горевать, хоть в какой - то мере бояться!» — (4) Эта мера растягивается очень широко! Ты уже и как захочешь, не остановишься. Пусть мудрец не столь бдительно стережет себя — для него это безопасно: он, когда ему угодно, положит конец и слезам, и наслаждениям; а нам лучше и не пытаться идти вперед, если вернуться так трудно. (5) Мне кажется, очень тонко ответил Панэтий[3] одному юнцу на вопрос, может ли мудрец полю­бить: «Как будет с мудрецом, посмот­рим; а вот нам с тобой до мудреца дале­ко, и мы не должны допускать, чтобы над нами взяла верх страсть бурная и необузданная, сама себя ставящая ни во что и отдающаяся во власть другому. Взглянут на нас благосклонно — мы пуще распаляемся от доброты; отвер­нутся — нас раззадоривает надмен­ность. Вредна и легкая любовь, и труд­ная: легкостью она берет нас в плен, с трудностями заставляет бороться. Так что лучше нам остаться в покое, зная нашу слабость. Нестойкую душу нельзя вверять ни вину, ни красоте, ни лести, ни другим соблазнительным приман­кам». (6) То же самое, что Панэтий говорил о любви, я скажу обо всех страстях. Насколько в наших силах, отойдем от скользкого места: мы и на сухом - то стоим нетвердо.— (7) Ты сейчас выставишь против меня общий упрек, всегда бросаемый стоикам: «Слиш­ком много вы обещаете, слишком суро­вы ваши наставленья! Мы — люди сла­бые и не можем себе отказать во всем! Мы будем горевать, но не очень, будем желать, неумеренно, будем сердиться - а потом успокоимся».— Знаешь, почему мы этого не можем? Не верим, что мо­жем! (8) А на деле, клянусь, все иначе! Мы защищаем наши пороки, так как любим их, и предпочитаем извинять их, а не изгонять. На это природа дала чело­веку довольно сил,— если мы соберем их и напряжем и пустим в ход не против себя, а себе в защиту. «Не хотим» - вот причина; «не можем» — только пред­лог. Будь здоров.

 Сенека.

Нравственные письма к Луцилию.

М., 1977. С. 296—298



[1] Луций Анней Сенека (5-65) - древнеримс­кий философ, поэт, драматург, государственный деятель.

[2] «Нравственные письма к Луцилию» - итого­вая философская книга Сенеки, написанная в кон­це жизни.

[3] Панэтий — древнегреческий философ - стоик II в. до н. э.