Примечания к II разделу

Примечания

ПРИМЕЧАНИЯ КО II РАЗДЕЛУ

 Августин Блаженный (354 - 430) - христиан­ский богослов и церковный деятель, родоначаль­ник христианской философии истории. «Испо­ведь» - замечательный автобиографический па­мятник, где показано становление личности.

 Пьер Абеляр (1079 - 1142) - французский фи­лософ, богослов и поэт. Преследовался церковью за некоторые философские положения, признанные еретическими, был осужден на двух церковных со­борах. Взаимная любовь Абеляра и его ученицы Элоизы закончилась трагически: вскоре после за­ключения между ними, по настоянию дяди Элоизы, тайного брака, Абеляр по приказу того же дя­ди своей возлюбленной, оскорбленный тем, что брак продолжал оставаться тайным, был оскоплен. Абе­ляр и Элоиза стали монахами. «История моих бедствий» Абеляра, написанная между 1132 и 1136 г., и переписка между влюбленными - памятники и философии, и литературы, и любви.

    Элоиза - родилась предположительно в 1100 - 1101 г. Возлюбленная Абеляра училась в женском монастыре Аржантейль, великолепно знала ла­тынь, занималась древнееврейским и древнегре­ческим, хорошо знала древнеримскую классиче­скую литературу. Переписка относится примерно к 1132 - 1135 гг., когда Элоиза была уже мона­хиней.

1. Элоиза бежала с помощью Абеляра из дому, потому что ожидала ребенка.

2. Теофраст (ок. 372 - 287 до н. э.) - древне­греческий философ и естествоиспытатель.

3. Слово монах означает «живущий отдельно».

4. Традиция приписывает (возможно, незаслу­женно) жене Сократа Ксантиппе ужасный харак­тер.

    Первое письмо Абеляру

5. Элоиза подчеркивает, что сама она постричь­ся в монастырь не хотела.

6. Аспазия ( V в. до н. э.) - жена знаменитого афинского государственного деятеля Перикла, до замужества - гетера.

7. Ксенофонт (ок. 430 - 355 до н. э.) - древне­греческий писатель и историк, ученик Сократа.

8. Элоиза забывает, что Сенека или Лукреций Кар, например, были и философами, и поэтами.

    Второе письмо Абеляру

9. «Экклезиаст» - одна из книг, составляющих Ветхий завет; авторство ее приписывается биб­лейской традицией царю Соломону.

10. Далила - возлюбленная иудейского героя Самсона, предавшая его.

11. По библейской легенде, Соломона склонили к язычеству его жены-иноплеменницы.

12. Иов - персонаж Ветхого завета; был подвергнут тяжелейшим испытаниям, но сохра­нил смирение и покорность Богу.

 Марсилио Фичино (1433 - 1499) - итальян­ский философ, один из виднейших гуманистов, переводчик (на латынь) многих сочинений видных древнегреческих философов. «Комментарий на «Пир» Платона» - свидетельство попыток пере­осмысления сочинений Платона, согласования их с новыми взглядами и христианским вероуче­нием. Написан в 1468 - 1469 гг., издан в 1484 г.

1. Финтий и Дамон - полулегендарные сиракузцы, один из которых, приговоренный к казни тираном, отпросился на несколько дней, оставив вместо себя заложником друга, и чудом успел во­время возвратиться, преодолев множество помех. Орест и Пилад - легендарные друзья из числа ге­роев сказаний, примыкающих к троянскому эпосу; стали персонажами трагедий, поэм, стихотворе­ний.

2. Дионисий Ареопагит - философ, живший в Афинах в I в.; ему приписывают, однако, сочи­нения, созданные не ранее второй половины V в. и оказавшие сильное влияние, в частности, на мыс­лителей Возрождения.

 Эразм Роттердамский (1469 - 1536), настоящее имя Герхард Герхарде - ученый, писатель, богослов, глава течения, известного под именем христианского гуманизма, стремился к возрождению идей и идеалов раннего христианства. «Оружие христианского воина» написано в 1501 г., опубликовано в 1503 г. в сборнике Эразма «Ночные размышления».

 Мишель Эйкем де Монтень (1533 - 1592) - французский философ; его лозунг: «Философство­вать - значит сомневаться». «Опыты» впервые опубликованы в 1580 г., оказали большое влияние на последующую философскую традицию, особенно во Франции.