Дефицит реализма
Сергей Залыгин
ДЕФИЦИТ РЕАЛИЗМА
В течение веков мы обязательно литературу с чем-то соотносили. Мы говорили: «Литература и жизнь», «Литература и нравственность», «Литература и классовая борьба», «Литература и философия», «Литература и ...», а дальше следовало то понятие, которым общество имело в виду утвердить литературу в ее гражданских правах, а заодно липший раз утвердить и себя тоже.
Какое же понятие должно занять свое место сегодня после этого почти что сакраментального «и»?
Думаю, что здесь нынче должно встать слово «интеллект» как совокупность всех познавательных функций и возможностей современного человека.
Думаю также, что порядок слов надо изменить: сначала поставить «интеллект», а уже затем - «литературу», поскольку второе, что ни говори, является частью первого, а не наоборот. Это соответствует и традиции нашей классики, которая создавала великие произведения и тем не менее никогда не возводила литературу в самоцель, не ставила задачи ее абстрактного самоусовершенствования, но подчиняла ее - литературу - целям общественным, и прежде всего задаче познания и усовершенствования обществом самого себя.
Собственно, ради этой же именно задачи писатель всегда создавал и литературного героя носителя тех или иных идей, тех нравственных принципов, которые он, исповедуя, хотел внушить и обществу.
Иногда эти герои становились не столько даже людьми, сколько людьми - символами все тех же идей и принципов, такими, как, скажем, Платон Каратаев, или братья Карамазовы, или шекспировский Яго. Отнимите у них их исповедание добра или зла - что от них останется? Ведь других сколько-нибудь очевидных свойств у них и нет.
Впрочем, пропагандирует ли читателя писатель от своего собственного лица непосредственно или через посредство своего героя - это дела не меняет, в том и другом случае он исходит из научных, философских и эстетических представлений своего времени, и так было всегда.
Если же всегда, - значит, мы еще не нашли того признака литературы, который свойствен ей именно в наше время, а признак этот обязательно должен быть. Он - в качестве и характере самого союза между интеллектом и литературой.
Нынче интеллект перестает быть явлением элитарным, он распространяется не столько вглубь, сколько вширь, он перестает ощущать свои собственные границы и задачи, стремясь быть повсюду.
Литература же, будучи непременной частью интеллекта такого рода, усваивает его демократичность, его стремление проникнуть всюду и везде, но в то же время и повлиять на него. Современный интеллект все время стремится к усилению роли цивилизации, он то и дело становится более цивилизованным, чем сама современность; литература же пытается привнести в него традиции, прежде всего - нравственные.
Человечество всегда билось над тем, чтобы проложить нерушимую границу между добром и злом, определить, кто есть кто - кто в мире сем носитель добра, а кто злодей, - но ни философия, ни теология, ни логика, ни социология, ни даже эстетика, которая и возникла - то, кажется, именно ради этой вполне конкретной задачи, эту задачу решить не могли. И тогда она была возложена на литературу, к ней были обращены все взоры, а она задачу приняла, возложила на свои не столь уж могущественные плечи.
Русская литература исполняла эту задачу с особенным усердием и упорством, трепетно и свято, наверное, еще и потому, что долгое время исполняла у себя на родине обязанности и философии, и социологии, и многих других общественных наук.
У нас на этот счет существовало как бы два уравнения, в одном из которых «х» была только литература, в другом «у» все остальные науки и общественные течения: два уравнения с двумя неизвестными - можно решать задачу. В принципе, может быть, и можно, но практически - и к великому сожалению - не удалось. И не удается до сих пор. Тем более что и сама - то задача не остается неизменной, со временем она тоже приобретает все новые и новые оттенки, новые неизвестные, новые отношения между всеми известными и неизвестными.
В то же время суть задачи остается все-таки прежней, и она определяет характер союза между интеллектом и литературой и те новые качества и средства, если так можно сказать, технологические средства, которыми современная литература должна обладать.
И тут я прежде всего имею в виду современного литературного героя, такого, который обладал бы универсальным мышлением, способным без «помощи» автора взвешивать все «за» и «против» при решении все той же задачи - кто есть кто? Более того, нынче и этого мало и дело уже не только в персоналиях, но и в глобальных явлениях мира, в событиях как таковых, как бы даже и лишенных конкретных участников, но вовлекающих в свою орбиту все и вся - все Человечество, всю земную Природу, а чем дальше, тем все в большей степени и Космос.
Да, литература любого направления, если она имеет в виду жить, а не умирать, должна соответствовать требованиям своего времени. А эти требования - увы! - далеко не всегда есть самоусовершенствование, тем более - элитарность. И возникает некий компромисс между элитарностью и демократизмом, который находит свое выражение все в том же универсально и высоко мыслящем герое.
Так или иначе, но, если исходить от противного, универсальный герой обязательно должен кому-то и чему-то противостоять, с кем - то единоборствовать, и этот кто - то и это что - то - догма. Прежде всего - она. Даже независимо от того, что ее породило - «добро» или «зло». Опыт нашего нового героя недвусмысленно подсказывает ему, что жертвы, великие и неоправданные, происходили независимо от того, откуда произошла догма, их требующая. Не бог весть сколь начитанный, новый герой, однако же, знает гипотезы Достоевского едва ли не лучше самого Достоевского, потому что для него - то это уже не гипотезы, а сама практика жизни, не рассуждения о возможном будущем, а память о недавнем прошлом и многие - многие факты настоящего. Так что сама жизнь толкает его к универсализму мышления независимо от того, каковы его способности на этот счет.
Заметим также, что недавний герой - символ, а дальше герой - фанатик, а еще дальше - герой - догматик, как правило, обладали недюжинными мыслительными способностями и новому герою универсального мышления тоже нужно быть на высоте, не ударить в грязь лицом.
Будучи демократом, он должен также доказать, что поиск истины происходит не только на самых высоких этажах интеллекта, но и на всех других его этажах.
Положение не из легких. Положение обязывает.
Отсюда же, от универсального героя, в литературе один шаг до другой ее извечной проблемы - проблемы формы и содержания.
И здесь тот же процесс демократизации - хотя бы потому, что до сих пор литература полагала, будто эта проблема ее собственная, внутренняя, которая принадлежит исключительно искусству, а среди всех видов искусства ей, литературе, - едва ли не в первую очередь. Но дело, кажется, обстоит иначе: проблема эта - всеобщая. Это - не только идея и замысел искусства, не только содержание художественного произведения, но и всякое другое содержание - будь то программа социального, экономического, идеологического характера. Любой замысел такого рода будет реализован только тогда, когда будет найдена форма его воплощения.
Когда Ленин определил, что формой воплощения Советской власти должна быть диктатура пролетариата; или когда мы утверждаем, что проблема обучения и воспитания детей начинается с постановки дела в педагогических институтах, и даже когда в чисто житейском и повседневном плане мы говорим, что, для того чтобы отдохнуть, мы поедем в воскресенье за город, - в любом случае нами решается проблема содержания замысла и формы, воплощения их взаимодействия между собой, их оптимального соответствия друг другу.
Вообще поиск форм воплощения своего собственного содержания есть отличительная черта человека и человеческого общества в целом, которая не свойственна больше никому в мире живых существ, поскольку содержание жизни там полностью реализуется в форме существования в форме стадной или индивидуальной. Животное не предполагает никаких других форм своего существования, кроме тех, в которых оно уже имеет место сегодня, имело место всегда, - естественно, что у него нет и представлений о будущем. Оно подвержено процессу приспособления к изменяющимся условиям существования, но процесс цивилизации, который эти условия сам меняет и создает, ему никогда не был и никогда не будет доступен.
Чем дальше, тем очевиднее соответствие содержания и формы становится все более и более острой проблемой, и, если ее не решить, если так и не будет найдена форма существования человеческого общества, которая смогла бы практически реализовать смысл и содержание человека, это неразрешенное противоречие и станет причиной его гибели.
Это новое качество и значение проблемы должно быть известно и новому герою, а его создателю, автору, - тем более.
В литературе всегда можно было различить два пути творчества и два типа произведений в зависимости, от чего и к чему идет автор: идет ли он к своему произведению от неких более общих философских посылок или же он карабкается вверх - вверх к своему произведению как вершине собственного интеллекта.
В этом последнем случае мы имеем дело с литературой замкнутой на самой себе, и к ней лишь в малой степени могут относиться слова поэта о том, что «бой идет не ради славы, ради жизни на земле».
Поэт сказал это о войне, об Отечественной войне, но мир с тех пор накаляется все больше и больше, и вот уже они, эти слова, имеют прямое отношение непосредственно к искусству, к творчеству в целом. Отнюдь не отвлеченно - философским, а вполне практическим и повседневным стал этот вопрос - «быть или не быть», а отсюда проистекает многое, очень многое, в частности смещаются и наши понятия о том, что считать теорией, а что - практикой; что - возможностью, а что - необходимостью.
Да, возможность нашего дальнейшего существования на земле - задача более чем необходимая и реальная, а решаться она может только с помощью реализма, который, по этой же причине, тоже перестает быть «течением», или «направлением», искусства, а становится единственно возможным средством обеспечения будущего. Ведь именно недостаток реализма, причем реализма универсального, в оценке положения дел человечества в этом мире, в оценке всех явлений цивилизации и привел нас все к тому же «быть или не быть».
Фантазией, изыском и модерном, сюрреализмом и даже неореализмом тут дела не решишь, - если кто и поможет, так старый, добрый классический реализм. А ведь он - то сейчас и находится в наибольшем дефиците.
Нынче мир может быть разрушен только потому, что он реален, - значит, и спасен он может быть только средствами реальными и реалистическими.
Тем более это относится к литературе, если она признает свою причастность к этой проблеме всех проблем. В этом случае она уже не обойдется без реализма как своего собственного, так и в оценке положения дел в мире, и тогда она снова и снова обратится к реалистически мыслящему герою, к реалистически - универсальному. Особенно неприемлема догма в проблемах мирового значения, а между тем здесь - то она и развивается, здесь - то и культивируется без оглядки на затраты - моральные и материальные. Мало того, догма и своих противников тоже все время провоцирует на мышление догматическое. Универсализм и широта - это единственное, чего она опасается. Догма против догмы - вот где ее стихия, спор и столкновение, которое может продолжаться, если уж не вечно, так неопределенно долгое время, вот ее главный интерес. Если спор, если столкновение кончается быстро и целиком в ее пользу, если противника у нее вдруг не стало, - что с ней будет? Это для нее тоже катастрофа: что будет со всем механизмом, со всем аппаратом, со всей организацией; со всем тем, что она создала ради самой себя? Со всеми затратами, вложенными ею на завтра, если уже сегодня ей некому доказывать самое себя?
Нет, нельзя поддаваться догматическому мышлению, всегда было нельзя, а нынче - просто - напросто убийственно. И вот реализм должен как можно более глубоко и универ сально осознать самого себя - как дошел он до жизни такой, как допустил, что фантазия апокалипсиса стала реальностью, зато он - старый, добрый, справедливый и жизнелюбивый реализм - становится чуть ли не фантазией, малым каким - то шансом мировой истории?
И тут возникает вопрос: а достаточно ли он был жизнелюбив, достаточно ли ценил жизнь как таковую, как процесс и явление природы? Ведь вот же литературный герой классического реализма, - умирая, впадая в отчаяние, неизменно давал нам понять, что его судьба - это судьба всего человечества, что его итог - итог всей жизни вообще, что именно он - то, а не кто - то другой воплощает и начало и конец жизни. И тот ее смысл, который по его собственному опыту есть не что иное, как бессмыслица. С точки зрения современного универсального героя это ведь тоже был догматизм и эгоизм. С той же точки зрения герой классического реализма всегда был занят решением проблемы «что такое хорошо и что такое плохо», не подозревая о том, что может быть, что должна быть и еще одна постановка вопроса: «что такое ничего». Тем самым реализм ограничивал себя, свое мышление, свои доводы «за» и «против».
Самое трудное, что предстоит новому герою, - это доказывать, что белое есть белое, а черное - черное. При доказательстве вещей и понятий вполне очевидных, которые доказательств не требуют, все та же догма чувствует себя как рыба в воде, а реализм, его логика могут оказаться в положении рыбы на сухом берегу. И универсализм должен учитывать это, и здесь немалое ему подспорье история. История более реалистична, чем что - либо другое, потому что она была, была бесспорно, потому что она говорит нам не об отдельных сценах жизни, но о ее процессе; сцену можно оборвать, прервать и закончить, сделать то же самое с процессом - нельзя, во всяком случае, это трудно, это алогично, иррационально.
Библиотеки и архивы - самые реалистические учреждения на свете, и в них же заложено будущее не столько завтрашнее, сколько гораздо более отдаленное. Они - это судьи всего того, что произошло на свете. Ведь только короткая память не может понять (или не хочет?), как случилось, что мир оказался на грани катастрофы; не может установить, «кто же первый».
Казалось бы, вторая мировая война была столь ужасна, такие принесла потери, такие страдания, что вряд ли кто мог думать о немедленном ее продолжении.
Оказывается, думали. И «на всякий случай» сбросили первую атомную бомбу на Хиросиму, убили 200 тысяч людей.
Ясно: что не успел Гитлер, не успел фашизм, вполне успели «демократы».
Как говорят юристы: если спор слишком затянулся, слишком запутан, чтобы внести ясность, надо начать сначала и вернуться к фактам исходным. Вернулись и увидели ... Ну а потом уже за первой - то атомной бомбой последовала водородная, за водородной нейтронная, а вот уже маячит и «звездная война». И все это - «на всякий случай», все - «в защиту свободы». Тот же культ силы, только «демократический», обставленный всякого рода псевдодемократическими институтами и процедурами.
Какое же мышление может противостоять этому произволу? Только - общечеловеческое.
Другая угроза нашему существованию - экологический распад, разрушение природы.
Мне кажется, проблема здесь начинается с того, что общий и неделимый организм природы мы поделили между великим множеством специальностей. Их так много, этих специальностей, что теперь уже никто не может их сосчитать и обозначить, и, кажется, возникает еще одна специальность, которая ставит перед собой именно эту задачу - задачу счета и создать номенклатуру специальностей.
Кто же может противостоять мышлению узкоспециальному? Общество может, больше некому. Общество в целом, общественный интеллект в целом. Он, само собою разумеется, тоже не гарантирован от ошибок, но ему свойственно то стремление к существованию человечества, которого лишена отдельно взятая специальность, с ее собственной и далеко не всегда общественно полезной задачей. Правда, любая специальность провозглашает себя послушной служанкой общества, выразительницей его интересов, исполнительницей его задач, и по идее так оно и должно быть, но то - по идее. На практике же ни одна специальность не любит и даже не терпит общественного вмешательства, разве только тогда, когда ей самой приходится туго, - тут она подает сигналы «SOS», во всех же остальных случаях гласность для нее - лишняя морока, а то и враг номер один и она требует, чтобы никто не вмешивался в ее дела, поскольку все те, кто не имеет к ней непосредственного отношения, - дилетанты, паникеры и демагоги (!). Но давайте посмотрим, кто и в чью жизнь вмешивается. Если я написал книгу, ее читает тот, кто хочет, а кто не хочет - не читает, значит, я даже нескольких часов времени ни у кого не отнял; но вот специалист лесного хозяйства вырубил леса; специалист водного хозяйства не столько орошает земли, сколько засоляет и заболачивает их практически навсегда; специалист химик отравил вокруг меня атмосферу; специалист экономист впустую истратил миллионы и миллиарды народных денег, спрашивается: кто и кого чего - то лишил? Кто и кому портит жизнь? Кто общественный деятель, а кто - ведомственный?
И потом: если специалист гидроэнергетик удачно расположил турбины в машинном зале ГЭС, значит ли это, что он способен учесть климатологические последствия, к которым приведет создание водохранилища этой ГЭС? Нет, не значит, это ясно. Всем ясно, кроме него самого: удача в машинном зале внушает ему уверенность в том, что он так же хорошо действует и во всей окружающей природной среде.
Зато в обществе всегда найдутся и климатологи, и гидрологи, и экономисты, и эстеты, и природоведы, которые не по долгу службы, а по долгу общественному все вместе составят гораздо более полную картину возможных последствий строительства той же ГЭС.
И дело не только в той сумме знаний, собрав которую «с миру» общество может противопоставить знаниям ведомственным, специальным, но и в понимании им самого себя, своего сегодняшнего бытия и своих перспектив - всего того, что ему нужно, а что не нужно.
Специалисты, ведомство всегда убеждены в том, что они работают на благо общества, - даже в тех случаях, когда общество их «не понимает» и порицает; но в то же время общество для них - своего рода испытательный полигон, предназначенный для освоения новой техники и вообще всех технических идей: удались испытания, дали положительный результат специалист уже герой, всенародный герой, не удались - он потерял возможные награды и звания, а больше ничего, сознательное общество должно молчаливо мириться с издержками прогресса.
Н. Купреянов. Граждане, храните памятники искусства. 1919
С таким же успехом общество можно сравнить и с подопытным организмом, на котором каждая специальность производит свою собственную и своими собственными средствами операцию, нередко - на одном и том же месте, накладывая шов на шов, а то и оставляя рану незашитой. И если общество не имеет своего (общественного) мнения о том, что ему действительно нужно, а что - ни в коем случае, оно перестает быть обществом, оно становится населением.
А в этой вполне современной ситуации опять - таки возникает и уже не раз возникал все тот же и универсальный и глубоко общественный литературный герой, - именно из этого бытия и возникает его сознание.
Отсюда же литературное творчество еще и еще тоже сдвигается в сторону творчества общественного.
При этом роль литературы все меньше сводится к задаче плоско понятого «отражения» окружающей действительности, зато все больше проявляется ее собственная творческая природа и природа творчества вообще.
Было (до 1832 года XIX века): Алексеевский монастырь. XVII век.
Стало: храм Христа Спасителя. 1883. По проекту К.А.Тона. Фото 1823 года
Могло (?) стать (после сноса храма в 1930-х годах). Бригада ВОПРА. Конкурсный проект Дварца Советов в Москве. 1931
Стало: бассейн "Москва". 1960
Это значит, что литература во многих своих проявлениях и произведениях все чаще ощущает себя в русле тех явлений, которые, условно говоря, на первом этапе можно назвать творчеством только человека и человеческого общества, а на последнем, видимом для нас, - творчеством еще и природы, то есть процессом ее бесконечных и непрерывных преобразований под воздействием человека и своих собственных законов.
Наверное, литература, утрачивая при этом чувство своей исключительности и элитарности, многое теряет, но, конечно же, она и приобретает, прогрессирует вместе со всеми другими искусствами и науками. Прогресса не бывает без потерь.
Прогресс можно в какой - то мере регулировать, но остановить - нельзя, он неизбежен не только в теории, но и на практике, так как мы все больше и больше познаем окружающий мир, а знания не могут быть бездейственными, они ишут немедленного приложения к тому самому миру, из которого только что пришли, в котором были открыть!. Знания, их непрерывно возрастающая сумма, не могут не влиять и на литературу, не могут не вовлекать ее и новых ее героев в свою орбиту. (И тут мы опять убеждаемся в неизбежности универсализации литературных героев. Универсализации как в смысле постоянного количественного увеличения галереи этих героев, так и расширения мыслительного диапазона каждого из них.)
В то же время литература при этом отнюдь не теряет задач своих собственных, только ей присущих и только ею могущих быть исполненными. Может быть даже, эти задачи становятся более значительными, во всяком случае, более глобальными, чем когда - либо в прошлом.
Дело ведь в том, что большая часть наук, а следовательно, и большая часть нашей мыслительной энергии направлена к познанию окружающего мира, атома и космоса - прежде всего. А что же остается на долю нашего самопознания?
Сравним: за последнюю тысячу лет, за последний век, куда мы ушли во всем том, что касается наших знаний мира внешнего, и куда - в познаниях самих себя? Дистанции несоизмеримы, диспропорции так велики, что невольно напрашивается вопрос: не они ли и привели нас к сегодняшней проблеме «быть или не быть»?
Ведь утверждают же некоторые ученые, что до сих пор лишь несколько процентов нашего «думающего» серого мозгового вещества действительно думают, а остальные находятся в состоянии бездеятельности они, видимо, все еще не получили соответствующего стимула и задачи.
Так вот, пофантазируем: может быть, искусству, а литературе прежде всего, и предстоит задача - преобразить энергию этих клеток из потенциальной в кинетическую и направить ее ... конечно же, не «вне», а «внутрь» самого человека, в определение им своих собственных задач, собственного существования в общем мировом процессе. Этот общий процесс мы постигаем успешно, а свой собственный, человеческий? Может быть, все это фантазия, но, может быть, и нет. К тому же литература попросту не должна обходиться без фантазии, ей можно. Ей нужно приобщение к мировому процессу, и ей же надо избавляться от чересчур сильно действующей магии результата.
Что ни явление, замеченное литературой, - то она и ждет от него результата, что ни художественное произведение то опять должен быть совершенно очевидный его результат, итог.
Гоголь погиб, когда не обнаружил решающего общественного результата «Мертвых душ», да и всего своего творчества. Толстой по той же причине покинул перед смертью Ясную Поляну. Тургенев, Достоевский, Байрон, Шиллер были потрясены тем, что не сумели переделать человечество к лучшему, не добились искомого результата, хотя, казалось бы, понимали и чувствовали мир как непрерывный процесс, процесс чуждый итогам и заключениям, кроме разве одного неизбежного его окончания когда - нибудь.
Это «когда - нибудь» при самом внимательном отношении к нему все - таки не было для них реальностью, а только некой теоремой; реальностью же оно стало сейчас, поэтому и магия частного результата для современной литературы не имеет уже прежнего значения. Теперь мы ищем главного и всеобщего результата возможности продления самого процесса жизни. Поиском та кого рода возможностей и стало нынче общественное творчество, в том числе литературное.
Да, связь тут очевидная: будет этот процесс происходить в оригинале - будет и его модель; нет оригинала - нет модели, то есть искусства. И это несмотря на то, что исходные данные, как и исходные позиции научно - технического развития, коренным образом отличаются от позиций развития искусства, в частности - литературы.
Наука и техника создают материальные предметы серийно, и самый первый экземпляр серии, касается ли это двигателя, машины, транспортного средства, очень скоро перестает представлять для них сколько - нибудь существенную ценность. В лучшем случае этот первый образец может быть выставлен в музее. И только. Точно так же из бесконечной серии предметов не может быть выделен тот лучший экземпляр, который мог бы служить образцом для подражания, который вызывал бы восхищение спустя годы, не говоря уже о столетиях. Здесь важен принцип создания предмета, принцип и гонит серию вперед к техническому усовершенствованию, к повышению кпд данного образца, его мощности и производительности, к уменьшению стоимости и затрат всех материалов. Ну а, скажем, самая первая паровая машина - кому она - то нынче нужна?
Другое дело - искусство. Создавая ценности духовные, оно в то же время как зеницу ока бережет и самый первый образец своего творчества, и самый лучший - тоже. Произведения искусства, воплощенные в предметы - в книги Горация, Овидия, Шекспира или Толстого, в картины Рафаэля, в нотные листы Баха, - имеют для нас непреходящую ценность, принципы же их создания как таковые почти никого не интересуют.
Итак, память к предмету у культуры духовной оказывается более развитой, чем у культуры материальной, в задачу которой входит создание именно предметов, а не чего - либо другого.
Очевидно, именно поэтому наука и техника, развиваясь, никогда не возвращаются на круги своя, не помнят самих себя даже в недавнем прошлом, не говоря уже о веках и тысячелетиях, а культуры духовной без такой памяти просто - напросто не существует. Нет культуры без истории культуры, и начинается она там, где начинается ее история.
Движение только в одном направлении, только вперед, рано или поздно приводит к тому, что в философии называется «дурной бесконечностью», - лишает творческий процесс той цикличности, которая, будучи столь естественной для природы, должна быть хоть в какой - то мере перенесена и на творчество науки и техники и на всю нашу жизнь. Эта задача памяти, а за нею - цикличности, а еще далее - историчности нашего настоящего и должна быть исполнена искусством, науками гуманитарными.
Таково, видимо, их главное предназначение, таков тот их подлинный смысл, которому мы слишком долго не придавали значения, настолько долго, что, кажется, уже и опоздали.
Здесь же, на выполнении этой общей задачи, искусство контактируется с искусствоведением, литература - с литературоведением. И тут нужно сказать, что до тех пор, пока литературоведение и литературная критика не наберутся ума и смелости, чтобы оценивать художественные произведения исходя из этой именно задачи, чтобы в понимании этой задачи быть выше писателя, творчество которого они рассматривают, - они будут состоять в штате чиновников при литературе, а не исполнять задачи ее подлинного «ведения».
Вскрыть и повысить общественный кпд художественного произведения - в осуществлении этого принципа Россия тоже ведь достигала уже необыкновенных высот: вспомним Белинского, Добролюбова или Писарева. Образцы для подражания есть, история - есть, и есть что продолжать.
Подумать только, какое количество существует у нас журналов, в том числе литературно - критических: «Вопросы литературы», «Литературная учеба», «Литературное обозрение», «Русский язык», «Книжное обозрение», «В мире книг», «Детская литература». Кроме того, ни один журнал попросту не осмелится выйти в свет без литературно - критического раздела. Разве какой - нибудь другой жанр пользуется такими же привилегиями? Разве есть у нас, положим, журнал поэзии или прозы? Значит, критике даны большие карты в руки. Надо этими картами уметь пользоваться.
Критики сетуют: нет таких произведений, о которых можно говорить всерьез. Может быть, и так, но какой же вывод? Не о чем говорить, - значит, и не надо говорить, а надо уступить часть журналов прозе и поэзии, это поможет им скорее прийти к произведениям достаточно серьезным.
Литературе совершенно необходимо повседневное общение с интеллектом, причем более высоким, более всеобщим, чем она сама. В чьем же лице будет представлен для нее интеллект? Прежде всего - в лице критики и литературоведения. Так должно быть, но так не происходит.
Помимо этой общей задачи у критики, тем более у литературоведения, есть задачи, если так можно сказать, технологического порядка. Ну, хотя бы такие.
Известно, что роль каждого элемента, составляющего художественное произведение, не остается постоянной, со временем и в зависимости от времени она меняется.
И вот уже можно наблюдать постепенное перерождение литературного образа в образ жанровый - узкая и всеобщая специализация сказывается и на литературе. Вот, например, герой классического рассказа - Чехова, или Бунина, или Толстого - был героем общелитературным, то есть он мог бы действовать и в романе, и в повести, и в бытописательском очерке. Не то сейчас. Сейчас герой рассказа только к рассказу и приспособлен, в роман его уже не пересадишь, у него пороха не хватит, он - герой жанра. О героях детективного жанра или научно - фантастического и говорить не приходится, они от начала до конца исполнены по заказу жанра и, кроме исполнения этой своей роли, знать ничего не знают.
Нет, не должна литература подвергаться тому самому процессу узкой специализации, против которого она же и выступает. И читателю она должна давать литературу в виде рассказа, повести, романа, а не рассказ, повесть и роман - с некоторыми признаками литературы.
Другой вопрос - о роли сюжета и события в художественном произведении.
Тут мы привыкли к тому, что событие действует не столько само по себе, сколько по безусловной воле автора, оно несет служебную роль того или иного довода в системе доказательств авторской мысли и позиции. Конечно, совсем освободить событие от этой роли нельзя, но предоставить ему относительно большую свободу теперь уже можно и нужно. В своей самостоятельности оно не потеряет, а приобретет еще большую убедительность и доказательность. Прежде чем помочь автору, событие должно ему мешать, ставить его в затруднительное положение и перед героями произведения и перед читателями. Читателю небезразлично, как автор справляется с сопротивлением событий, игра в поддавки ему не нужна. Тем более что чем дальше, тем больше становится таких фактов и событий, которые говорят сами за себя. Да и собственный опыт читателя тоже становится больше, он нынче и в отношении событий тоже знает что почем.
Или еще более общий вопрос - о романе как таковом. Отжил он свой век или нет? Думаю, что ни один жанр литературы, вообще искусства, не может создать такого же широкого реалистического произведения, как роман. А без реализма мы нынче - куда?? Кажется, мы вполне достаточно убедились в том, что все наши беды, все грозные и мрачные перспективы возникли от недостатка в человеческом общении реализма. Наполеон - уж какой практик, какой умница, но и его заел бонапартизм, и на реалистическую оценку всей обстановки в Европе его не хватило. О Гитлере и говорить нечего. О некоторых руководителях великих держав - тоже нечего. И значит - реализм. Реализм дефицитен, он вот как необходим в нашей действительности, а значит, и в нашей литературе. И думаю, что, может быть, больше всего нашей литературе не хватает нынче «Войны и мира», только современного. Право же, и нынче существуют семьи Ростовых, и Пьеры Безуховы, и Андреи Болконские, только сильно видоизмененные.
Вот бы и открыть романисту современность по той же схеме: вот большая семья, вот проводы сына (Пети) на фронт, вот любовь дочери (Наташи) к умному и образованному офицеру (Болконскому), вот фигура мечущегося молодого, неповоротливого человека (Пьера Безухова). Вполне может состояться роман века.
Реалистический роман - большая, огромная поддержка современному реализму вообще. Реализм как таковой - еще большая поддержка роману.
А что может быть для литературы больше, чем такое взаимопроникновение?
Собственно говоря, отсюда же, из реализма, проистекает и союз между литературой и интеллектом. И в то же самое время ради истинного реализма прежде всего он и необходим, этот союз.