Единство и своеобразие культуры
И.Т.Фролов
ЕДИНСТВО И СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУРЫ
Сегодня все сильнее утверждается мысль, что нависшая над человечеством смертельная угроза может быть отведена путем обращения к разуму и его величайшему порождению - культуре. Единой и многообразной, как и мир, в котором мы живем. Гуманистической по самой сути своей, утверждающей человека как «самоцель» истории и «меру всех вещей».
Человек центрирует мир взаимосвязанный, взаимозависимый, хотя и противоречивый, но целостный. Мир, стоящий на краю всеистребляющей военной гибели. Именно поэтому приоритет «общечеловеческой ценности мира над всеми другими, к которым привержены те или иные люди ... над интересами того или иного класса», говорил М.С.Горбачев[1], должен стать существенной составляющей нового мышления, укрепляющего целостность и единство общечеловеческой культуры, обосновывающего это единство на философско-социологическом, мировоззренческом уровне.
Культура (и в ней - наука и техника) всечеловечески гуманистична. В этом - фундаментальное основание считать культуру всечеловеческим, планетарным явлением и потому - единой; единой уже сейчас и даже в прошлом, не говоря уже о будущем, «когда народы, распри позабыв ...». Итак, мы утверждаем единство культуры в ее общечеловеческих устремлениях, своеобразие культуры в ее индивидуально-человеческих характеристиках. Ведь творят ее люди в одиночку, но и сообща: в общительном творческом собеседовании-состязании друг с другом. Если сказать точнее, то надо бы так: речь идет о единстве и единственности культуры. Только о диалектическом соотнесении этих фундаментальных характеристик культуры может идти речь. При этом гуманистическая основа культуры - залог того и другого: целостного многоцветия культуры.
Перспективы современного культурного строительства нашли свое теоретическое, нацеленное на практику воплощение в материалах XXVII съезда КПСС. В Политическом докладе ЦК КПСС съезду читаем: «Повышать степень зрелости общества, строить коммунизм - это значит неуклонно повышать зрелость сознания, обогащать духовный мир человека»[2]. Но зрелость сознания - это сначала зрелость самосознания. Обогащение духовного мира человека - это сначала личное творчество, самообогащение духовного мира человека как субъекта культуры, как ее творца. И тогда перестройка «человеческого фактора» - не санкционированный призыв, а личное побуждение человека, формирующего самого себя, начинающего с себя; нахождение каждым в себе самом личного стимула на пути к новому мышлению в новой ситуации единства человечества и единства человеческой культуры перед лицом термоядерной смерти. Но ситуации, проживаемой и переживаемой в личном существовании каждого как истори ~е-ски памятливой, нравственно полноценной, культурно всесторонней личности.
Безусловно, одним из важнейших событий в культурной жизни нашего народа стало создание Советского фонда культуры. На первый взгляд это фонд национальной памяти: исторической, культурной, нравственно-духовной. И охрана «генетического кода» исторической памяти нашего народа -первейшее дело этой общественной организации. И тут есть что охранять: 250 тысяч памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства. Но взяты на учет только 190 тысяч из них. При этом люди отлично знают, ках осуществляется этот учет и эта охрана: порой безответственно, если не сказать • преступно. В музейных фондах страны 48 миллионов единиц хранения произведений художественного и декоративного искусства; 3250 государственных архивов хранят 300 миллионов единиц подлинных документов истории, культуры и науки народов СССР. Я не говорю уже о многих миллионах книг, имеющихся в сотнях тысяч библиотек и книгохранилищ страны.
Сохранение памяти (бережное и нежное) - важное дело. Реставрация разрушенного или разрушающегося - тоже. Возвращение национальных культурных богатств нашей Родины не менее важно. Но куда продуктивнее и содержательно ценнее воспитание историей, воспитание культурой, формирование нового человека живой и открытой памятью культуры, по самой своей сути принципиально не музейной, не экспонатной, не раритетной. И здесь мы подходим, может быть, к самому существенному - к человечески общительной природе культуры. Советский фонд культуры обязан на организационном и содержательном уровне проработать и эту сторону дела. Взять хотя бы самое очевидное - возврат культурных ценностей в страну их сотворения: безвозмездные приношения ценнейших экспонатов, сделанные американским бизнесменом Армандом Хаммером, французской художницей Надей Леже, Станиславом Рерихом, Федором Федоровичем Шаляпиным сыном великого певца ... Примечательные страницы «воссоединительной» миссии культуры, ее центростремительной потенции. Но здесь же и другое: культура - для всех. Она не только едина, но и множественна - национальна. Советский фонд культуры - фонд многонациональной, поликультурной страны. Он призван как бы смоделировать эту уникальнейшую ситуацию единства и единственности культур. Общественное осознание этой возможности - важнейший момент интернационализации сознания при сохранности почтительного и вместе с тем всеприимно открытого уважения к национально иному, личностно иному, человечески иному; в конечном счете - уважения к таланту как всенародному достоянию. Всечеловеческая мечта о мире, в котором будут жить народы, позабывшие распри, начинает себя осуществлять не в последнюю очередь именно с этого - с сохранения национальных созданий фольклора в их живой, и не только этнографической, культурной действенности. Всем этим может и должен стать Советский фонд культуры. Но высказанные здесь общие впечатления при первом соприкосновении с темой единства и единственности культур нуждаются в научном обосновании предпосылок этого единства (и в нем - единственности). Популярность известной концепции «двух культур» Ч. Сноу - научно-технической и гуманитарно-художественной - со всей очевидностью подтверждает потребность такого обоснования, особенно сейчас - в нынешнее десятилетие бурного развития новейших технологий, в известном смысле угрожающих бесценной неповторимости человеческой личности как творцу и субъекту культуры.
Наука и техника в принципе соединены в единой культуре человечества. Но в определенном повороте мысли культура предстает как система гуманистических ценностей, отличных в неприкладных своих характеристиках от научного знания. И все же культурные аспекты всякого развития, включая научно-техническое развитие, означает для нас, следовательно, его оценку, соотнесение с высокими гуманистическими ценностями. Но это означает также, что «точкой отсчета» всякого развития является человек. «Развитие богатства человеческой природы как самоцель» - вот та гуманистическая ориентация, которая еще в прошлом веке была выдвинута К. Марксом и которая в наши дни во все большей степени демонстрирует свою истинность. Это означает развитие человека как личности в процессе его материальной и духовной деятельности, общения с другими людьми, обучения, образования и воспитания как освоения и воспроизведения социокультурного опыта человечества, прогресса социальных отношений и образа жизни, сознания и самосознания, нравственного совершенствования.
Тем самым в понимание общественного развития вносятся высокие гуманные цели, на которые должны быть ориентированы и материальное производство, и социальные отношения, и культура общества в целом. Благодаря именно этим целям общественное развитие предстает как исторический процесс становления и реализации человеческой сущности, превращения индивида в личность и ее дальнейшее совершенствование и обогащение безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу. Человек здесь не воспроизводит себя в какой-либо одной только определенности, подчеркивал Маркс, он не стремится оставаться чем-то окончательно установившимся, а находится в «абсолютном движении становления».
Как все это соотносится с развитием культуры, которая на рубеже XX и XXI веков подвергается решающему испытанию: способна ли она к развитию, которое открывало бы будущее перед человечеством, либо она зашла в тупик и не может спасти человечество, удержать его перед бездной термоядерного самоуничтожения? Ни одна концепция развития не может обойти этот трагический гамлетовский вопрос - «быть или не быть». И нет, по-видимому, альтернативы гуманистической направленности культуры как сущностной основы всякого развития, начиная социально-экономическим и кончая нравственно-этическим, которое давало бы надежду и возможность преодолеть опасный рубеж веков и неограниченно развивать свой разум и свою гуманность в третьем тысячелетии.
Культура, как известно, внутренне связана со всеми другими сторонами и сферами общественной жизни, и в первую очередь с экономикой и политикой. Культура существует, функционирует и развивается только в определенных социально-экономических условиях, в определенной политической и идейной атмосфере. Понятно также, что на практике культурное развитие как отдельной страны, так и целых регионов представляет собой исторически определенную форму единства, взаимосвязи и взаимопроникновения множества элементов. Но их связь и взаимодействие носят далеко не однозначный, внутренне противоречивый характер.
Диалектика, присущая развитию культуры в целом, относится и к науке, содержащей внутри себя глубокие противоречия, острота которых проявляется наиболее наглядно в ее общественном функционировании, в отношении к человеку. Мы знаем, что современная наука, вызывая ощутимые изменения в сфере материального производства, становится одним из решающих факторов социальных преобразований, роста образования и культуры общества. Она оказывается силой, способствующей развитию самого человека, его творческих задатков и дарований. Однако современная наука не имеет решающего значения в жизни большинства людей мира, включая и население многих промышленно развитых стран. Известно: миллиард людей в современном мире частично или полностью неграмотны. И тогда чистый свет науки сияет на фоне невежества стольких людей. Наука во многих случаях не только не сокращает, но, напротив, углубляет «человеческий разрыв», о котором так много говорят и пишут сегодня философы разных стран. Наука, способствуя росту знания, приводит странным образом к еще большему отчуждению человека. Но самое главное в том, что наука на службе милитаризма способствует убийственной гонке вооружений, ведущей мир к бездне термоядерной необратимой катастрофы.
Что же произошло в обыденном сознании? Безоглядная вера в науку как панацею от всех социально-экономических болезней сменяется безоглядным отрицанием гуманистической сущности научного прогресса. Равновесие «человек - наука - гуманизм» оказалось нарушенным. Стало общим местом утверждение, что цели и устремления науки и общества не только разделились, но и обнаружили свою, казалось бы, неустранимую противоречивость. Выстраивается целая система доказательств того, что этические принципы и нормы современной науки едва ли не противоположны социально-этическим и гуманистическим нормам и принципам, что научный поиск давно вышел из-под контроля совести, и тогда сократовская максима «знание и добродетель неразрывны» -не что иное, как архивный раритет.
Можно ли, вопрошают сторонники таких взглядов, говорить о социально-нравственной роли науки, когда ее достижения используются для создания средств массового уничтожения? Посмотрите, говорят они, каждый год миллионы людей умирают от голода! Разве можно говорить о всечеловеческой нравственности ученого, - ведь чем глубже он проникает в тайны природы, то есть чем он честнее в своей работе, тем страшнее могут быть результаты его работы? Разве можно говорить о благе науки для человека, если именно наука, ее достижения создали основу такого общества, где конкретная человеческая личность отчуждена, подавлена, а ее цели и ее ценность приносятся в жертву погоне за прибылью?
Так поставленные вопросы игнорируют конкретную социальную почву своего возникновения. Речь идет о гуманизме вообще, о человеке вообще, о науке вообще. Но и человек, и общество, и наука развиваются не в безвоздушном пространстве. И научно-техническая революция - категория не внесоциальная. Она не математическая формула, годная для всех.
На вопросы, только что заданные, марксистская философия отвечает: можно! Можно говорить о нравственной роли науки, несмотря на то, что ее открытия порой используются для создания средств массового уничтожения. Можно говорить о нравственности ученого, несмотря на то, что результаты его исследований порой могут использоваться против человека. Можно говорить о необходимости науки для блага человека, несмотря на то, что ее достижения порой используются в механизмах отчуждения человека от человека, человека от общества.
Марксистская философия, ориентирующаяся на реальный гуманизм, не затушевывает противоречия в современном развитии, не закрывает глаза на негативные проявления научно-технического прогресса. Она осознает, - может быть, наиболее ясно осознает, - что они могут привести к катастрофическим последствиям для судеб человечества. Но в своей оценке современных процессов в развитии цивилизации она исходит из диалектической взаимосвязи всех составляющих этих процессов. Поэтому мы обязаны видеть не только трудности и опасности современного развития, но различать ясно обозначившиеся позитивные тенденции, вселяющие надежду.
Тенденции гуманизации науки, ее подчинения целям человека и общества, соединения исследовательских и ценностных подходов, развития ее социально-этических основ, ее органического включения в общую систему гуманистической культуры в современном мировом научном обществе очевидны. При этом социальная, этическая и гуманистическая ответственность ученых не является альтернативой свободы научного поиска. «Человеческое измерение» науки должно быть восстановлено и в исследованиях и в применениях их результатов. Культурные аспекты научно-технического прогресса связаны со все более решительным отходом от оценки науки и ее технологических воплощений, как якобы принципиально не регулируемых, не подверженных общественному контролю, нейтральных к здоровью человека, к самой человеческой жизни.
Таким образом, гуманистическая направленность человеческой культуры в целом включая и науку, все более утверждается именно сегодня; в самоопределении через свое отношение к человеку, возможностям его личностно-неповторимого развития в современном мире. Как внутренние факторы развития культуры, выражающиеся в ее интенсивной гуманизации, так и внешние для нее социально-экономические процессы развивающиеся в сторону интернационализации, свидетельствуют об ускоряющемся взаимодействии культур, их взаимообогащении. Это не противоречит суверенности, самобытности каждой из них. Более того. Процессы взаимодействия культур могут при соответствующих социальных условиях способствовать этому - развитию суверенности каждой из них. Стратегия культурного развития должна строиться с учетом взаимовлияния многих разнонаправленных процессов и факторов на гуманистической основе жизни культуры в современном мире. Это развитие, ориентированное на человека, не является просто стороной или аспектом общего прогресса. Оно составляет его сущностную основу, объединяющую все другие факторы и стимулы прогресса.
Человечество приближается к рубежу третьего тысячелетия в условиях расцвета гуманистической культуры, всеохватывающего научно-технического прогресса и вместе с тем обострения глобальных проблем, угрозы термоядерной катастрофы. Как все это отражается на современном человеке, его сознании и самосознании, его нравственно-гуманистических принципах и идеалах? Наблюдаем ли мы и здесь соответствующий прогресс или, может быть, возникли опасные ножницы между ростом технического могущества человека, проявляющимся также в его увеличивающейся способности к самоуничтожению, и нравственно-гуманистическими качествами, которые могли бы сдержать этот опасный разгул бездуховной силы? Какие мировоззренческие, социально-философские и нравственные ценности необходимы сегодня, чтобы научно-техническое развитие шло человеку во благо, а не во вред? К чему мы должны стремиться, скажем, в связи со стремительным развитием новой технологии - микроэлектроники, информатики, биотехнологии?
Вопросы эти не надуманные. Они все чаще тревожат всех, кто размышляет о завтрашнем дне человечества, о самой возможности и формах его существования. Может быть, они-то и составляют основу как современной, так и дальнеперспективной стратегии. К этим вопросам обращаются сегодня не только философы и проповедники, но и далекие от морализирования государственные деятели, ученые, увидевшие опасность бесконтрольного использования результатов своей деятельности. Необходимость новых подходов к их решению остра как никогда именно сегодня.
«Высокое соприкосновение» - ключевая метафора самосознания культуры кануна третьего тысячелетия; человека, живущего в этой культуре на драматическом перекрестии «бездушных» новейших технологий и гуманистической подосновы культурного самосозидания, укорененного в многовековой традиции. Новому уровню технологии производства должна соответствовать более высокая ступень развития общества и самого человека в их взаимодействии с природой. «Высокое соприкосновение» предполагает высокий уровень культуры, высокую ступень выявления сущностных, творческих сил человека в их целостном, гармоническом виде. Именно от нее, от этой метафоры, должна начаться новая «шкала ценностей», гуманистически субординированная, исходящая из нового понимания смысла человеческой жизни и новой оценки всего, включая самую новую технологию. Жизнь человека в человечестве как самоцель истории. Возникают острейшие социальные человеческие проблемы, относящиеся к коадаптации новой технологии с развитием самого человека как личности, пониманию и способности реализовать ее новые возможности и не утратить смысла своего уникального человеческого существования в мире роботов, все более ^вытесняющих» человека из непосредственного участия в производстве, освобождающих его не только от рутинных, утомительных трудовых операций, но и таких, которые попросту машина делает лучше, чем человек. Это становится зачастую предметом мысленных социально-философских экспериментов, перед которыми бледнеет фантазия даже автора самого понятия «роботы» -Карела Чапека. (Вспомним его драму «R. U. R.» - «Рассумовские универсальные роботы».) Сегодня в ход идут и антиутопии (О.Хаксли, Дж.Оруэлл) и новейшие мифы, призванные либо запугать человека, растерянного и отчужденного, не понимающего не только значений новой технологии, но и смысла прогресса в целом, либо вселить в него иллюзорные надежды, вогнав их в глухое пространство безмерного потребительства. Так, вслед за М.Маклюэном говорят о «гибели гуманизма». При этом «масс-медиа» характеризуются как средства, производящие глубокие изменения в самой человеческой природе. «Медиа» и технология рассматриваются как физическая, овеществленная реальность культуры, а идеология - как «официальный мундир», в который рядятся «медиа» в Компьютерланде. Грезят о возможностях «медиа» изменять даже человеческую физиологию. В новых формах, с использованием абстрактных возможностей микроэлектроники и биотехнологии (в частности, генной инженерии) возрождаются новоевгенические идеи о «фабрикуемом человеке» и даже ... «биокиборге». И все это, несмотря ни на что, - на обнадеживающем фоне необходимости «высокого соприкосновения» новой технологии с человеком как носителем гуманистических ценностей нового типа. У многих проницательных ученых как на Востоке, так и на Западе растет убеждение, что экономические модели не могут охватить ситуацию во всей ее сложности, что модель нового типа должна включать не только нематериальный информационный сектор, но и другие нематериальные стороны человеческой деятельности; взаимодействие ее с окружающей средой. На это обращает внимание, в частности, А.Тоффлер в книге «Третья волна». Особенно выразительно указанное смещение акцентов в понимании научно-технического прогресса представлено в докладе Римскому клубу «Микроэлектроника и общество», авторы которого понимают, что наряду с нарисованной ими «прекрасной Утопией» существует сомнение, сможет ли человек как существо творческое и дальше развиваться и противостоять вырождению без борьбы за существование посредством собственного труда. Но труд, по их мнению, в связи с роботизацией производства окажется «привилегией избранных». Это и в самом деле утопия, хотя и не такая прекрасная, как думают авторы, если учесть реальности капиталистического общества, которое якобы само собой перерастает в «информационное», основанное на микроэлектронной технологии. И только глубокие социальные преобразования его в направлении «истинно человеческого» (К.Маркс) - коммунистического общества могут решить гуманистические проблемы, обостряющиеся в связи с широким внедрением в производство новейших технологий
Человек в этом обществе вступает в «век человека», и он не вытесняется из производства как ненужный его элемент, пополняя армию безработных, а получает все большую возможность творчески включаться в него и в подлинном смысле подчинять его своим материальным и духовным потребностям, развивать свои способности, в том числе и за непосредственными пределами производства, переходящего на сторону машин. Такая творческая деятельность целостного, гармонически развитого человека позволит ему сполна осуществить «высокое соприкосновение» с любой наиновейшей еще неизвестной технологией. Творческая деятельность человека культуры обеспечит также «высокое соприкосновение» нового человека и с природной средой. И в этом его поддержит та же новая технология, в том числе и технология нынешнего дня - микроэлектроника, информатика, и в особенности биотехнология.
В культурно значимой и гуманистически высветленной метафоре «высокое соприкосновение» акцентируются культурные аспекты научно-технического развития. В более широком смысле это означает необходимость коадаптации разума и гуманности как фундаментальное условие существования и развития человека и человечества сегодня и в будущем в единстве и своеобразии его культурного существования.
В своеобразии и единстве ... Единство различного - наисущественное содержательное свойство культуры.
«Возьмите весь мир - мы все разные - говорил участникам Иссык-Кульского Форума М.С.Горбачев.Этореальность. Значит, надо научиться жить в этом многообразии, уважать выбор каждого народа ...
Разве мы должны стрелять друг в друга из-за того, что мы разные? Мы должны пользоваться этим и из этой разности получать новое, обогащать друг друга»[3]. И далее: «... политика должна питаться всем тем, что заключает в себе интеллектуальное богатство каждой нации и всей человеческой цивилизации»[4]. Обратите внимание: даже политика!
Многообразие национальных образов мира, стилей, жанров, человеческих неповторимостей, уважение к которым зиждется все на том же неистребимом гуманизме, - физиологический раствор культуры, ее единственно возможное бытие. Бытие культуры - бытие каждого культурно значимого жеста в ней.
Таким образом, гуманистическое обоснование культуры определяет не только единство культуры как явления планетарного, всечеловеческого, но с неменьшей убедительностью определяет и ее единственность, историческую уникальность, неповторимость, равно как и жизнь человека культуры, живущего в ней, во имя ее - собственной, личностно неповторимой человеческой жизнью.