Философы о любви
ФИЛОСОФЫ О ЛЮБВИ
Любят Родину и прекрасную идею, дело своей жизни и родных, великое искусство и лучшую на свете женщину... Наш сборник включает в себя тексты, посвященные любви между мужчиной и женщиной. Чувству, которое философы разных времен определяли как «корень жизни», «восхитительнейшее благо», «мерило человечности», «то, чем держится мир». Эти и десятки других определений, кратких и развернутых, встретите вы в книге, где собеседниками вашими станут Платон и Монтень, Бердяев и Фейербах, Кант и Радхакришнан, Дидро и Али ибн Сина.
Любовь — часть жизни каждого из нас. Любой повторит за художником Ван Гогом: «Я — человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви... иначе я замерзну и превращусь в камень».
А что может научить любви? На очень немногое способна здесь древняя педагогическая наука, юная же сексология пытается решать важные, но, так сказать, «технические» задачи. Любви нас учат жизнь и искусство, сама любовь и философия. Философия растворена в нашей повседневности, как золото в морской воде; мы повторяем, часто сами того не ведая, великие притчи, суждения, выводы, полученные через десятые руки от мудрецов далекого и недавнего прошлого. Отзвуки их слов звучат в нашей речи, ведут за собой наши мысли чаще, чем нам кажется, но гораздо реже, чем следовало бы.
Любовь старше философии, а давнее и исконное их родство подчеркивается самым именем последней, означающим по-древнегречески любовь к мудрости. Исследуя самое глубокое и важное в мире, любовь к мудрости обращается и к любви между мужчиной и женщиной. Одни философские школы это «восхитительнейшее благо» порою даже обращают в сердцевину всеобъемлющих учений: любовь как отношение между полами становилась иногда в философии созидательницей мира, богом космического творчества, движущей силой биологической и общественной эволюции. Притом не всегда легко отделить в таких учениях сравнение, образ, метафору от логического суждения, однако даже в метафорах порою проглядывают для позднейших исследователей научные истины, становящиеся со временем бесспорными. Другие философские системы рассматривают любовь как серьезную проблему, но лишь одну из многих. Третьи оставляют исследование половой любви на дальней периферии своих интересов, почти целиком отдавая ее в ведение искусства (как делали это древнегреческие стоики или важнейшие философские течения в Индии и Китае).
Не стоит поэтому удивляться, что в сборнике так неравномерно оказались представлены философы разных эпох и разных частей нашего мира.
Не забудем также, что само чувство любви, доставшееся нам в своих биологических основах от животных-предков, выращено, выпестовано историей, что это «чудо цивилизации» (Стендаль) менялось даже и на протяжении тех двух с половиной тысяч лет, что существует писаная философия. Любомудрие открывало в любви не только то, что было в ней издавна, но и то, что появлялось, вызревало, росло рядом и вместе с ним.
Впрочем, обо всем этом автору предисловия никак не сказать лучше, чем прославленным мыслителям, представленным в антологии.
Как вы увидите, философия любви, кроме всего прочего, демонстрирует свое кровное родство то с философией биологии, то с философией истории и самой наукой историей, иногда — с богословием или политикой и очень часто — с психологией и социологией в их философских аспектах.
Многоцветье человеческой любви так естественно отражается многоцветьем суждений о ней — выбирайте те, что ближе вам. Но будьте внимательны и к взглядам, далеким от ваших. Помните: за каждой высказанной на этих страницах точкой зрения — и опыт множества людей, и работа мысли одного из тех мудрецов, что составляют интеллектуальный цвет человечества.
О, разумеется, мыслители расходятся между собой во мнениях, иногда чрезвычайно далеко, спорят друг с другом через века и даже тысячелетия. Но зачем бы были нужны человечеству новые исследователи, если бы они только шли за прежними, разве что по мелочам дополняя их? И кому из великих умов угодили бы робкие ученики, не желающие уклоняться от уже проложенной колеи? Словом, и оспаривая, и не соглашаясь, и напрочь отрицая ту или" иную позицию, помните: даже тяжелые поражения и бесспорные ошибки больших философов поучительны; а опровергнутое временем нередко нельзя вычеркнуть и забыть,— хотя бы потому, что оно успело стать частью здания, на которую опираются новые этажи.
Надо еще сказать, что философские сочинения в одном отношении чрезвычайно похожи на произведения художественные, даже если не имеют с литературой прямого соприкосновения: в них отражается весь человек, а не только система его общих взглядов на мир. Характер, темперамент, особенности биографии сказываются на оценке места любви в жизни. Мысль не только анализирует чувство, но и подчиняется ему.
Так, один из французских моралистов эпохи Просвещения возмущался тем, как относится к любви светское общество, другой находил, что от любви, если вычесть из нее самолюбие да тщеславие, почти ничего не останется, третий же заметил истину, подтверждением которой может послужить и эта книга: что ни скажи о любви, все правда. Личности и судьбы философов просвечивают сквозь их суждения; между прочим, нередко отражается в этих суждениях и возраст, в котором создавались произведения. Сенека, например, в солидных летах писал «Нравственные письма к Луцилию», а Платон свой «Пир» -в зрелые годы, но отнюдь еще не пожилым.
Каждый философ — сын своего времени, в котором ему пришлось жить и действовать, воспитанный не только общим уровнем культуры, накопленным миром ко времени его появления на свет, но и конкретными обстоятельствами собственной биографии; есть и история у каждого человека — и есть своя история у каждого его произведения.
А работают философы отнюдь не для самих себя — даже когда пишут сложнейшие труды, понятные как будто бы лишь их коллегам. Мысли мудрецов предназначены в конечном счете для всех и распространяются гораздо шире, чем обычно представляют себе. Соответственно, и философия любви, безусловно, влияла на культуру в целом, а через нее — на отношение в обществе к любви. Много ли людей слушало или читало каждого из философов? Десятки, сотни, ну тысячи. Словно в пустыне, кажется, звучат их голоса. Между тем эти голоса дают звонкое и многократное эхо, докатывающееся уже до множества людей, что не слышали даже никогда о самих мыслителях.
Вот только один пример, и я намеренно беру для него философа, которого нельзя, кажется, отнести к числу крупнейших и знаменитейших. На русском языке произведения Марсилио Фичино ни разу не выходили еще отдельным изданием, а у тех, что попадали в какие-либо сборники, тираж был невелик. Но он был гораздо меньше при жизни философа и в первые века после его смерти. Однако, как ни узок был круг людей, оказавшихся под влиянием идей этого итальянского мыслителя XV века, к нему оказались причастны такие титаны, как художники Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Боттичелли, поэт Торквато Тассо. Исследователи видят влияние мыслей и образов Фичино в Ватиканских фресках Рафаэля, в знаменитых картинах Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры», а позднее, например, в такой картине Тициана, как «Любовь земная и любовь небесная», и в «Меланхолии» немецкого живописца Альбрехта Дюрера.
А фрески Рафаэля, картины Боттичелли, Тициана, Дюрера видели уже сотни тысяч людей. Переливаясь в образы поэта или прозаика, в картины и скульптуры, в научные труды и учебники, философская мысль распространяется все шире и шире и тысячами путей, преображенная (а иногда -увы — и искаженная), находит путь в общество, становится частью мировоззрения и образа жизни.
И не удивляйтесь, если иные высказывания мудрецов покажутся вам банальными, сравнения — избитыми, а ход мыслей — порой слишком простым и очевидным. Иные идеи, принимавшиеся современниками с восторгом и воодушевлением или отвергавшиеся с гневом возмущения, время обратило в тривиальные истины. Но эти истины ведь нужно же было высказать впервые, чтобы они в конце концов стали такими. Впрочем, бывают ли истины банальными? И уж во всяком случае они не бывают ненужными. Преподанные философами уроки любви есть в то же время уроки мудрости; кто усомнится, что нужны и те и другие? И разве не стоит изучать мудрость на примере любви и учиться любви у мудрости?
Конечно, эти уроки различаются по сложности: куда легче знакомиться с житейскими наблюдениями Лабрюйера или Монтеня, чем следить за ходом изощренной мысли Аристотеля или Гегеля, Спинозы или Ибн Сины. Однако ведь и то, что кажется на первый взгляд простым, нуждается в изучении «в глубину», а сложное и непривычное стоит труда, который требуется для его понимания.
К слову сказать, составитель в меру своих сил стремился подобрать тексты в сборнике так. чтобы человек даже со средним образованием смог разобраться в смысле суждений — при некоторых собственных усилиях и минимальной помощи комментариев и введений к разделам.
Этим подходом объясняются некоторые из пропусков в текстах (всюду обозначенных многоточием). Тот, кому жаль потерять пропущенное, узнает из примечаний, где ему искать полный текст. Большую часть работ, послуживших источниками для сборника, можно найти в любой солидной городской библиотеке, а почти все материалы, пока что редкие или публикующиеся здесь на русском языке впервые, скоро должны выйти в составе книг, которые опять-таки попадут в библиотеки. Добавлю, что очень был велик соблазн щедро включить в сборник философские отрывки из художественной литературы. Сколько мы знаем, к примеру, истинно философских стихов о любви! Это, кстати, позволило бы гораздо шире представить мудрость Востока. Но тогда сборник стал бы воистину безбрежным — и пришлось ограничиться немногими собственно философскими работами (или отрывками из них) Ибн Хазма и Стендаля, Гёте и Льва Толстого, Рабиндраната Тагора и Честертона, а также Камю, который как философ известен не меньше, чем как писатель.
Сборник состоит из пяти разделов (частей).
Авторы первого из них — мыслители античного Средиземноморья — от Платона до апостола Павла.
Во втором разделе представлены философы западноевропейского Средневековья и Возрождения.
В третьей, самой большой части слово дано мыслителям Западной Европы и Америки последних четырех веков.
Четвертая часть сборника отдана отечественной философии любви, начиная с XVII века.
Пятый раздел представляет читателю некоторые суждения тех, кто формировал философские представления о любви на Востоке — Востоке, достаточно условном географически (андалузская философия, например, может быть названа восточной только исторически). В этом разделе оказались и великий среднеазиатский мыслитель Али ибн Сина (Авиценна), и несколько классиков индийской философии XX века. Своеобразие восточной философии любви дает, как кажется, основания для такого объединения.
Составитель стремился представить читателю философию любви возможно более широко. Но нельзя объять необъятное, и в книгу вошла лишь небольшая часть того, что в принципе заслуживает в ней место.