Никола - Себастьян де Шамфор

Никола - Себастьян де Шамфор (1741 - 1794) - французский писатель (драматург, критик). «Афоризмы, максимы, мысли, анекдоты» опубликованы впервые в 1803 г.

НИКОЛА - СЕБАСТЬЯН ДЕ ШАМФОР

Из «Максим и мыслей, афоризмов и анекдотов»

 О женщинах, любви, браке и любовных связях

 * * *

 Любовь лишь тогда достойна этого названия, когда к ней не примешиваются посторонние чувства, когда она живет только собою и собою питается.

 * * *

 Всякий раз, когда я вижу женщин, да и мужчин, слепо кем - то увлеченных, я перестаю верить в их способность глубоко чувствовать. Это правило меня еще ни разу не обмануло.

 * * *

 Грош цена тому чувству, у которого есть цена.

 * * *

 Любовь - как прилипчивая болезнь: чем больше ее боишься, тем скорее подхватишь.

 * * *

 Влюбленный человек всегда силится превзойти самого себя в приятности, поэтому влюбленные большею частью так смешны.

 * * *

 Иная женщина способна испортить себе жизнь, погубить и опозорить себя в глазах общества - и все это ради любовника, которого она тут же разлюбит из - за того, что он плохо счистил пудру, некрасиво подстриг один ноготь или надел чулки навыворот.

 * * *

 Гордое и благородное сердце, испытавшее сильные страсти, избегает и страшится их, но не снисходит до любовных интрижек; точно так же сердце, ведавшее дружбу, не снизойдет до низменных, корыстных отношений.

 * * *

 На вопрос, почему женщина выставляет напоказ свои победы над мужчинами, можно дать много ответов, и почти все они оскорбительны для мужчин. Правильный же ответ таков: у нее просто нет другого способа понаслаж - даться своей властью над сильным полом.

Женщины не очень знатные, но одержимые надеждой или манией играть роль в высшем обществе, лишены и естественных радостей, и радостей, даруемых мнением света. На мой взгляд, это самые несчастные существа на земле.

 * * *

 Женщинам свойственны прихоти, увлечения, иногда склонности; порою они даже способны возвыситься до настоящей страсти, но преданность им почти недоступна. Они взывают к нашим слабостям и безрассудству, но отнюдь не к нашему разуму. С мужчинами их связывает телесное притяжение, а никак не сродство душ, сердец, натур. Доказательством этому служит их равнодушие к мужчинам за сорок, присущее даже тем из них, что сами не моложе. Приглядитесь повнимательней, и вы обнаружите, что, оказывая предпочтение мужчине зрелого возраста, женщина всегда действует под влиянием какого-нибудь низменного расчета - из корысти или тщеславия. Что касается исключений, то они, как известно, лишь подтверждают правило или даже придают ему силу закона. Добавим, что здесь совсем неуместна поговорка: «Кто слишком рьяно доказывает свою правоту, тот никогда ничего не докажет».

 * * *

 Любовь покоряет нас, воздействуя на наше самолюбие. В самом деле, как противостоять чувству, которое умеет возвысить в наших глазах то, чем мы обладаем, вернуть то, что нами утрачено, дать то, чего у нас нет?

 * * *

 Когда мужчину и женщину связывает непреоборимая страсть, мне всегда кажется, что, какие бы препятствия ни разлучали их - муж, родня и т. д., - все равно любовники созданы один для другого самой природой, что они принадлежат друг другу по божественному праву, вопреки всем людским законам и предрассуждениям.

 * * *

 Отнимите у любви самолюбие - и что же останется? Почти ничего! Очистите ее от тщеславия - и она уподобится выздоравливающему человеку, который от слабости еле волочит ноги.

 * * *

 Любовь в том виде, какой она принята в нашем обществе, - это всего лишь игра двух прихотей и соприкасание двух эпидерм.

 * * *

 Желая зазвать вас к какой-нибудь женщине, вам иногда говорят: «Ее нельзя не полюбить!» Но я, быть может, вовсе этого не желаю! Лучше бы уж мне сказали: «Она не может не полюбить!», ибо люди в большинстве своем не столько хотят испытать любовь, сколько ее внушить.

 * * *

 По тому, как самолюбивы женщины пожилые, которые уже никому не нравятся, можно судить, каково было их самолюбие в молодые годы.

 * * *

 «Мне кажется, - говаривал господин де *, - что благосклонности женщины в общем приходится добиваться как приза на состязаниях, только достается этот приз отнюдь не тому, кто любит или достоин ее любви».

 * * *

 Беда молодых женщин, равно как и монархов, в том, что у них не может быть друзей. По счастью, ни те ни другие не понимают этого: одним мешает тщеславие, другим - спесь.

 * * *

 Говорят, что в политике победа остается вовсе не за мудрецами; то же можно сказать и о волокитстве.

 * * *

 Забавно, что не только у нас, но и у некоторых древних народов, чьи нравы были первобытны и близки к природе, выражение «познать женщину» означало «переспать с ней», словно без этого ее до конца не узнаешь! Если это открытие сделали патриархи, они были людьми куда более искушенными, чем принято считать.

 * * *

 В войне женщин с мужчинами последние обладают немалым перевесом: у них в запасе девки.

 * * *

 Любовь, даже самая возвышенная, отдает вас во власть вашим собственным страстишкам, а брак - во власть страстишкам вашей жены: честолюбию, тщеславию и всему прочему.

 * * *

 Будь вы тысячу раз милы и порядочны, люби вы совершеннейшую из женщин, все равно вам придется прощать ей либо вашего предшественника, либо преемника.

 * * *

 Быть может, чтобы вполне оценить дружбу, нужно сперва пережить любовь.

 * * *

 Мужчины живут в мире с женщинами точно так же, как европейцы с индусами: это вооруженный мир.

 * * *

 Чтобы связь мужчины с женщиной была по - настоящему увлекательна, их должны соединять наслаждение, воспоминание или желание.

 * * *

 Одна умная женщина бросила мне как-то фразу, которая, возможно, проливает свет на природу слабого пола: «Когда женщина выбирает себе любовника, ей не так важно, нравится ли он ей, как - нравится ли он другим женщинам».

 * * *

 Госпожа де * поспешила уехать вслед за своим любовником в Англию, чтобы доказать великую свою нежность к нему, хотя никакой нежности не испытывала. В наши дни люди бросают вызов общественному мнению из страха перед ним.

 * * *

 Я знавал когда-то человека, который перестал волочиться за певичками, потому что, по его словам, они оказались такими же лицемерками, как порядочные женщины.

 * * *

 Повторение одних и тех же слов может наскучить нашим ушам, уму, но только не сердцу.

 * * *

 Чувство будит в нас мысль - с этим все согласны; но вот с тем, что мысль будит чувство, согласятся далеко не все, а ведь это не менее правильно!

 * * *

 Что такое любовница? Женщина, возле которой забываешь то, что знал назубок, иными словами, все недостатки ее пола.

 * * *

 Прежде любовные интриги были увлекательно таинственны, теперь они увлекательно скандальны.

 * * *

 Любовь, по-видимому, не ищет подлинных совершенств; более того, она их как бы побаивается: ей нужны лишь те совершенства, которые творит и придумывает она сама. В этом она подобна королям: они признают великими только тех, кого сами и возвеличили.

 * * *

 Естествоиспытатели утверждают, что у всех видов животных вырождение начинается с самок. Философы вполне могут применить этот вывод к нравам цивилизованного общества.

 * * *

 Общение с женщинами завлекательно тем, что в нем всегда есть множество недомолвок, а недомолвки, стеснительные или, во всяком случае, докучные между мужчинами, - весьма приятная приправа в отношениях мужчины с женщиной.

 * * *

 Существует поговорка, что самая красивая женщина не может дать больше, чем имеет. Это кругом неверно: она дает мужчине решительно все, чего он от нее ждет, ибо в отношениях такого рода цену получаемому назначает воображение.

 * * *

 Мужчина был бы слишком несчастен, если бы, будучи с женщиной, он хоть сколько-нибудь помнил то, что прежде знал назубок.

 * * *

 Природа, наделив мужчин неистребимой склонностью к женщинам, видимо, предугадывала, что, не прими она этой меры предосторожности, презрение, внушаемое женским полом, в особенности его тщеславием, послужило бы серьезным препятствием к продолжению и размножению рода человеческого.

 * * *

 Любовникам довольно нравиться друг другу своими привлекательными, приятными чертами, но супруги могут быть счастливы лишь в том случае, если связаны взаимной любовью или хотя бы подходят один к другому своими недостатками.

 * * *

 Любовь приятнее брака по той же причине, по какой романы занимательнее исторических сочинений.

 * * *

 Сперва любовь, потом брак: сперва пламя, потом дым.

 * * *

 Из всех рассуждений о браке и безбрачии всего разумней и справедливей следующее замечание: «Что из двух ни выберешь, все равно пожалеешь». В последние годы жизни Фонтенель жалел о том, что не женился: он забыл, что прожил девяносто пять лет, не зная забот.

 * * *

 Удачен лишь разумный брак, увлекателен лишь безрассудный. Любой другой построен на низменном расчете.

 * * *

 Любовь - единственное чувство, в котором все истинно и все лживо; скажи о ней любую нелепость - и она окажется правдой.

 * * *

 Когда влюбленный жалеет человека здравомыслящего, он напоминает мне любителя сказок, который зубоскалит над теми, кто увлекается историческими сочинениями.

 * * *

 Любовь - это рискованное предприятие, которое неизменно кончается банкротством; кто им разорен, тот вдобавок еще и опозорен.

 * * *

 Мужчина охладевает к женщине, которая слишком сильно его любит, и наоборот. Видимо, с сердечными чувствами дело обстоит как с благодеяниями: кто не в состоянии отплатить за них, тот становится неблагодарным.

 * * *

 Наихудший из неравных браков - это неравный брак двух сердец.

 * * *

 Мужчине мало быть любимым: он хочет, чтобы его оценили, а оценить могут лишь те, кто на него похож. Потому - то на свете и не существует любви, вернее, потому она так недолговечна между двумя существами, одно из которых ниже другого. Дело тут не в тщеславии, а в естественном самолюбии; попытка же лишить человека самолюбия бессмысленна и обречена на неудачу. Тщеславие - свойство натур слабых и порочных, тогда как разумное самолюбие присуще людям вполне порядочным.

 * * *

 Женщины отдают дружбе лишь то, что берут взаймы у любви.

 Размышления и афоризмы французских

мыслителей XVI - XV11Iвеков.

С. 459 - 469