Жан де Лабрюйер

Жан де Лабрюйер (1645 - 1696) - французский писатель - моралист. «Характеры, или Нравы нынешнего века» (1688г.) - главное его произведение.

ЖАН ДЕ ЛАБРЮЙЕР

Из книги «Характеры, или Нравы нынешнего века»

ГЛАВА III

О женщинах

 

1

Мнение мужчин о достоинствах какой-нибудь женщины редко совпадает с мнением женщин: их интересы слишком различны. Те милые повадки, те бесчисленные ужимки, которые так нравятся мужчинам и зажигают в них страсть, отталкивают женщин, рождая в них неприязнь и отвращение.

 

10

На свете нет зрелища прекраснее, чем прекрасное лицо, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса.

 

11

У каждого свое понятие о женской привлекательности; красота - это нечто более незыблемое и не зависящее от вкусов и суждений.

 

12

Порою женщины, чья красота совершенна, а достоинства редкостны, так трогают наше сердце, что мы довольствуемся правом смотреть на них и говорить с ними.

 

16

Чем больше милостей женщина дарит мужчине, тем сильнее она его любит и тем меньше любит ее он.

17

Когда женщина перестает любить мужчину, она забывает все - даже милости, которыми его дарила.

 

18

Женщина, у которой один любовник, считает, что она совсем не кокетка; женщина, у которой несколько любовников, - что она всего лишь кокетка.

Женщина, которая столь сильно любит одного мужчину, что перестает кокетничать со всеми остальными, слывет в свете сумасбродкой, сделавшей дурной выбор.

 

19

Давнишний любовник так мало значит для женщины, что его легко меняют на нового мужа, а новый муж так быстро теряет новизну, что почти сразу уступает место новому любовнику.

Давнишний любовник опасается соперника или презирает его в зависимости от характера дамы своего сердца.

Давнишний любовник отличается от мужа нередко одним лишь названием; впрочем, это весьма существенное отличие, без которого он немедленно получил бы отставку.

 

20

Кокетство в женщине отчасти оправдывается, если она сладострастна. Напротив, мужчина, который любит кокетничать, хуже, чем просто распутник. Мужчина - кокетка и женщина - сладострастница вполне стоят друг друга.

 

21

Тайных любовных связей почти не существует: имена многих женщин так же прочно связаны с именами их любовников, как и с именами мужей.

 

22

Сладострастная женщина хочет, чтобы ее любили; кокетке достаточно нравиться и слыть красивой. Одна стремится вступить в связь с мужчиной, другая - казаться ему привлекательной. Первая переходит от одной связи к другой, вторая заводит несколько интрижек сразу. Одной владеет страсть и жажда наслаждения, другой - тщеславие и легкомыслие. Сладострастие - это изъян сердца или, быть может, натуры; кокетство - порок души. Сладострастница внушает страх, кокетка - ненависть. Если оба эти свойства объединяются в одной женщине, получается характер, наигнуснейший из возможных.

 

24

Мы называем непостоянной женщину, которая разлюбила; легкомысленной - ту, которая сразу полюбила другого; ветреной - ту, которая сама не знает, кого она любит и любит ли вообще; холодной - ту, которая никого не любит.

 

25

Вероломство - это ложь, в которой принимает участие, так сказать, все существо женщины; это умение ввести в обман поступком или словом, а подчас - обещаниями и клятвами, которые так же легко дать, как и нарушить.

Если женщина неверна и это известно тому, кому она изменяет, она неверна - и только; но если он ничего не знает - она вероломна.

Женское вероломство полезно тем, что излечивает мужчин от ревности.

 

78

Как мало на свете таких безупречных женщин, которые хотя бы раз на дню не давали своим мужьям повода пожалеть о том, что они женаты, и позавидовать холостякам.

 

80

Неужели нельзя изобрести средство, которое заставило бы женщин любить своих мужей?

 

81

Женщина, которую все считают холодной, просто еще не встретила человека, который пробудил бы в ней любовь.

 

ГЛАВА IV

О сердце

 

2

Хотя между людьми разных полов может существовать дружба, в которой нет и тени нечистых помыслов, тем не менее женщина всегда будет видеть в своем друге мужчину, точно так же, как он будет видеть в ней женщину. Такие отношения нельзя назвать ни любовью, ни дружбой: это нечто совсем особое.

 

4

Время укрепляет дружбу, но ослабляет любовь.

 

5

Пока любовь жива, она черпает силы в самой себе, а подчас и в том, что, казалось бы, должно ее убивать: в прихотях, в суровости, в холодности, в ревности. В противоположность любви, дружба требует ухода: ей нужны заботы, доверие и снисходительность, иначе она зачахнет.

 

6

В жизни чаще встречается беззаветная любовь, нежели истинная дружба.

 

7

Любовь и дружба исключают друг друга.

 

9

Любовь начинается с любви; даже самая пылкая дружба способна породить лишь самое слабое подобие любви.

 

10

Трудно отличить от настоящей дружбы те отношения, которые мы завязываем во имя любви.

 

11

По - настоящему мы любим лишь в первый раз; все последующие наши увлечения уже не так безоглядны.

 

12

Труднее всего исцелить ту любовь, которая вспыхнула с первого взгляда.

 

13

Любовь, которая возникает медленно и постепенно, так похожа на дружбу, что не может стать пылкой страстью.

 

14

Тот, кто любит так сильно, что хотел бы любить в тысячу раз сильнее, все же любит меньше, нежели тот, кто любит сильнее, чем сам того хотел бы.

 

16

На свете немало людей, которые и рады бы полюбить, да никак не могут; они ищут поражения, но всегда одерживают победу и, если дозволено так выразиться, принуждены жить на свободе.

 

17

Люди, вначале страстно любившие друг друга, сами способствуют тому, что постепенно их любовь начинает слабеть, а потом совсем угасает. Кто больше виноват в охлаждении - мужчина или женщина? Ответить на этот вопрос нелегко: женщины утверждают, что мужчины непостоянны, а мужчины доказывают, что женщины ветрены.

 

18

Как ни требовательны люди в любви, все же они прощают больше провинностей тем, кого любят, нежели тем, с кем дружат.

 

25

Пожалуй, неприязнь скорее уж может перейти в любовь, чем в дружбу.

 

26

Друзьям мы охотно сами открываем наши тайны, от возлюбленных мы их не можем скрыть.

Подарить кому-нибудь свое доверие - еще не значит отдать ему сердце; тот, кто владеет сердцем другого человека, не нуждается ни в его излияниях, ни в доверии ему, и без них все открыто.

 

27

У друзей мы замечаем те недостатки, которые могут повредить им, а у любимых те, от которых страдаем мы сами.

 

28

Только из первого разочарования в любви и первой провинности друга можем мы извлечь полезный урок.

 

30

В дружбе для всякого охлаждения и всякой размолвки есть своя причина; любить же друг друга люди перестают только потому, что прежде слишком сильно любили.

 

31

Мы так же не можем навеки сохранить любовь, как не могли не полюбить.

 

32

Умирает любовь от усталости, а хоронит ее забвение.

 

33

И при зарождении и на закате любви люди всегда испытывают замешательство, оставаясь наедине друг с другом.

 

34

Угасание любви - вот неопровержимое доказательство того, что человек ограничен и у сердца есть пределы.

Полюбить - значит проявить слабость; разлюбить - значит иной раз проявить не меньшую слабость.

Люди перестают любить по той же причине, по какой они перестают плакать: в их сердцах иссякает источник и слез, и любви.

 

37

Люди по привычке встречаются и произносят слова любви даже тогда, когда каждое их движение говорит о том, что они уже не любят друг друга.

 

39

Мы хотим быть источником всех радостей или, если это невозможно, всех несчастий того, кого любим.

 

40

Тосковать о том, кого любишь, много легче, нежели жить с тем, кого ненавидишь.

 

43

Если человек помог тому, кого любил, то ни при каких обстоятельствах он не должен вспоминать потом о своем благодеянии.

 

Размышления и афоризмы французских моралистов XVI - XVIIIвеков.

С. 306 - 318